Навигация: К началу /Безопасность /Дорожная безопасность


Урок, который пригодится

Из статистики за 2016-й год следует, что из 20308 погибших в результате дорожно-транспортных происшествий 710 – дети до 16 лет. Если же говорить о раненых детях, то их число почти в 30 раз больше: за прошлый год пострадал 20621 ребёнок. И хотя в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатели по погибшим и раненым несколько уменьшились, безопасность юных граждан на дорогах России до сих пор остаётся тревожной проблемой, требующей особого внимания и большой работы.

В середине прошлого века была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, на которую по сей день принято опираться как на модель для исследований: «Первое детство» – от 4 до 7 лет, «Второе детство» – примерно от 8 до 12, «Подростковый возраст» – это 12 – 16 лет. Мы тоже возьмём эти интервалы за основу наших уроков безопасности.

Итак, первое детство

Или дошкольники. В это время ребёнок полностью зависим от взрослого, а точнее – от старших членов семьи. Именно их действия формируют модель поведения и нравственные установки градации «можно-нельзя». Обучая ребёнка в возрасте 4-7 лет правилам поведения на дороге, озвучивайте только понятные, недвусмысленные правила:

- Дорогу можно переходить только, когда загорается зелёный свет пешеходного светофора;

Всегда держи меня за руку на дороге;

Нельзя передвигаться по пешеходному переходу на самокате (велосипеде, санках);

Никогда не перебегай дорогу в неположенном месте и т.д.

Любая система образования нацелена на работу от элементарного к сложному: сначала ребёнок учит натуральные числа, потом дробные, потом отрицательные, рациональные и так далее. Так вот «первое детство» – это время выучить натуральные числа – те правила, без которых на дорожное полотно вообще выходить нельзя: «зебра», «светофор», «милиционер», «автобусная остановка», знаки перехода проезжей части.

Отличный способ запоминания в этом возрасте – игры. До 7 лет лучше использовать несложные режиссёрские или сюжетно-ролевые игры: предложите детям сыграть в «Переход по правилам», где участники делят роли водителя, пешехода и регулировщика (светофора) и читается какой-нибудь лёгкий стишок, например, такой:

Красный свет сияет строго:

Это значит, мы стоим!

Свет зелёный – нам дорога!

Мы идём, но не бежим!

Дидактические игры тоже могут быть вполне применимыми (лото с дорожными знаками), но они не должны быть продолжительными. Также вполне неплохой вариант – мультфильмы или раскраски.        

Второе детство

В 8-12 лет основные правила дорожного движения ребёнку должны быть уже известны, т.к. в этом возрасте дети не всегда находятся рядом с родителями (да и вообще со взрослыми). Теперь основной задачей уроков БДД становится прививка чувства ответственности. Ответственности за свою жизнь и за жизнь других участников дорожного движения. Отводите больше времени для наблюдения: образов, динамики реальной дорожной обстановки. Не пренебрегайте практическими тренировками. Также в этот период очень важна роль школы: поинтересуйтесь, какая программа по БДД предусмотрена у вашего ребёнка в классе. Возможно, вы выстроите свои уроки безопасности с учётом текущей учебной программы.

Обычно ДТП по вине детей данной возрастной категории происходят из-за невнимательности и отсутствия навыка наблюдения. Но это не значит, что дети совсем не замечают приближающейся опасности (хотя, безусловно, это частая причина аварий): дело в том, что им очень сложно правильно определить скорость движущихся машин, направление их движения и т.д. Приобретайте эти знания с помощью онлайн-игр, например, или просмотра обучающих фильмов.

Выучить правила дорожного движения можно и при помощи психологического приёма – договора: «Если ты выучишь главу 4 ПДД («Обязанности пешеходов»), то я подарю тебе на день рождения велосипед (скейтборд, мопед)». Конечно, предмет договора каждый взрослый может выбрать в соответствии со своим желанием и возможностями.

К 8 годам ребёнок готов к расширению кругозора: водите детей на экскурсии, исторические и рассказывайте им про любопытные факты из «жизни» автомобилей и дорог: кто придумал дорожные знаки, для чего автомобилю нужен номер и т.д.

Подростковый возраст

Трудности этого периода всплывают на поверхность тогда, когда в более младшем возрасте мы мало уделили внимания механике поведения на дороге. Собственно, подросток – это уже практический и полноправный участник дорожного движения: абсолютно все правила дорожного движения он уже обязан знать. К 12 годам наша основная цель давать уроки БДД в комплексе с тайм-менеджментом. Ведь безопасность дорожного движения оправдывается в полной мере только тогда, когда его участник обладает достаточным количеством времени. И в данном случае не важно, пешеход он в этой системе координат или водитель.

Ещё очень важно сотрудничать с ГИБДД. Сотрудник Госавтоинспекции может остановить вашего ребёнка при переходе дороги в неположенном месте. Или сделать ему замечание за езду на велосипеде в неположенном месте. Если это произошло, не пытайтесь вступиться за родимое чадо. Возможно, это будет ему лучшим уроком на всю жизнь. После него подросток уже точно сто раз подумает, прежде чем нарушить правила снова. Поддерживайте пропаганду ГИБДД в вашем городе: предлагайте ребёнку откликнуться на призывы поучаствовать в социальных кампанияхтестах и конкурсах. Объясняйте, что все эти мероприятия необходимы как уроки жизни, которые точно окажутся ненапрасными. 

Способность делать что-то с помощью приобретённых знаний и опыта, составитель одного из самых известных толковых словарей С.И. Ожегов называет «умением». Формируйте в своих детях умения пользоваться правилами дорожного движения и следите за нашими статьями и кампаниями: они сделают ваши уроки БДД полезными и увлекательными.

 


Источник информации: https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/

Место нахождения

Адрес: г. Смоленск, ул. Памфилова, д. 3б

Схема проезда:
 

Режим работы экспозиции

ежедневно, без перерывов на обед и выходных дней

с 10-00 до 19-00




Контакты

По всем вопросам обращайтесь по телефону или по e-mail.

zoosmol@yandex.ru

Тел./факс:(4812) 52-36-80, 55-21-96

Адрес: г. Смоленск, ул. Памфилова, д. 3б